Технология разработки программного обеспечения

4 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
4.4 Организационные процессы жизненного цикла программного продукта

Основной целью организационных процессов является организация процесса разработки надежного, полностью удовлетворяющего требованиям заказчика ПП в установленные договором сроки и управление этим процессом.

К организационным относятся процессы управления, создания инфраструктуры, усовершенствования, обучения.

Процесс управления (management process) состоит из действий и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управление выпуском продукта, проектом и задачами соответствующих процессов, таких как приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др.

Процесс управления включает в себя:

  • инициирование и определение области управления;
  • планирование
  • управление работами по созданию ПП и контроль за их выполнением;
  • проверку и оценку;
  • завершение работ.

При инициировании и определении области управления менеджер должен определить необходимые для управления ресурсы (персонал, оборудование и технология) и убедиться, что они имеются в его распоряжении, причем в достаточном количестве.

Планирование подразумевает выполнение, как минимум, следующих задач: составление графиков выполнения работ; оценку затрат; выделение требуемых ресурсов; распределение ответственности; оценку рисков, связанных с конкретными задачами; со здание инфраструктуры управления.

Управление работами по созданию ПП и контроль за их выполнением осуществляются в соответствии с результатами планирования.

В ходе выполнения работ обязательно должны выполняться регулярная проверка их выполнения и оценка достигнутых результатов. При необходимости по результатам проверки и оценки могут быть внесены корректировки в ход выполнения работ.

Завершение работ происходит после выполнения всех обязательств, взятых поставщиком перед заказчиком в соответствии с заранее оговоренными процедурами.

Процесс создания инфраструктуры (infrastructure process) охватывает выбор и поддержку (сопровождение) технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПП. Инфраструктура должна модифицироваться и сопровождаться в соответствии с изменениями требований к соответствующим процессам. Инфраструктура, в свою очередь, является одним из объектов управления конфигурацией.

Процесс создания инфраструктуры включает в себя:

  • подготовительную работу;
  • создание инфраструктуры;
  • сопровождение инфраструктуры.

Подготовительная работа заключается в координации с другими организационными процессами и планировании работ по созданию инфраструктуры с учетом вът6ранных технологий, стандартов, инструментальных, программных и аппаратных средств.

Создание инфраструктуры включает в себя все действия по разработке в соответствии с выбранной концепцией и планом инфраструктуры для выполнения работ по созданию ПП.

Сопровождение инфраструктуры вызвано необходимостью сопровождения ПП и возможными модификациями продукта в соответствии с изменившимися требованиями к нему.

Процесс усовершенствования (improvemeпt process) предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов жизненного цикла ПП. Данный процесс включает в себя:

  • создание процесса;
  • оценку процесса;
  • усовершенствование процессов жизненного цикла ПП.

Создание процесса усовершенствования процессов жизненного цикла ПП позволяет на основе контроля за ходом выполнения процессов жизненного цикла, измерения характеристики оценки полученных результатов существенно улучшить качество разрабатываемого ПП и сократить сроки его создания.

Оценка процесса разработки ПП позволяет выявить его сильные и слабые стороны и на основе полученных результатов провести необходимые улучшения.

Усовершенствование процессов жизненного цикла ПП направлено на повышение производительности труда всех участвующих в них специалистов за счет совершенствования используемой технологии, методов управления, выбора инструментальных средств обучения персонала. Усовершенствование основано на анализе достоинств и недостатков каждого процесса. Такому анализу в большой степени способствует накопление в организации исторической, технической, экономической и иной информации по реализованным проектам.

Процесс обучения (traiпiпg process) охватывает первоначальное бучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала. Приобретение, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение программного продукта в значительной степени зависят от уровня знаний и квалификации персонала. Например, разработчики ПП должны пройти необходимое обучение методам средствам программной инженерии. Содержание процесса о6уения определяется требованиями к проекту. Для этого процесса должны быть запланированы необходимые ресурсы и технические средства обучения. Кроме того, должны быть разработаны и представлены методические материалы, нео6ходимьre для обучения пользователей в соответствии с учебным планом.

Процесс обучения включает в себя:

  • подготовительную работу;
  • разработку учебных материалов;
  • реализацию плана обучения.

Подготовительная работа заключается в координации с другими организационными процессами и планировании работ по созданию плана обучения и повышения квалификации.

Разработка учебных материалов является неотъемлемой частью процесса обучения, так как позволяет существенно повысить его эффективность и качество.

Реализация плана обучения должна осуществляться непрерывно в течение всего времени, для которого этот план разработан.