Человекомашинный интерфейс обеспечивает связь между пользователем и компьютером, он позволяет достигать поставленных целей, успешно находить решение поставленной задачи. Взаимодействие - обмен действиями и реакциями на эти действия между компьютером и пользователем. Существует ряд стилей взаимодействий, которые подразделяются на два основных вида.
1. Использование интерфейса языка команд — ввод команд текстовыми средствами.
2. Непосредственное манипулирование. Таким образом, имеется ряд способов, которыми пользователь мог бы связываться с компьютером:
В разрабатываемой программной системе также применен комплексный подход к созданию интерфейса. Здесь используется прямое манипулирование, меню, формы и диалоги.
Цель создания эргономичного интерфейса состоит в том, чтобы отобразить информацию настолько эффективно, насколько это возможно для человеческого восприятия, и структурировать отображение на дисплее таким образом, чтобы привлечь внимание к наиболее важным единицам информации.
Основная ж е цель в том, чтобы минимизировать общую информацию на экране и представить только то, что является необходимы м для пользователя.
Количество информации, отображаемой на экране, называется экранной плотностью. Исследования показали, что чем меньше экранная плотность, тем отображаемая информация наиболее доступна и понятна для пользователя, и наоборот, если экранная плотность большая, это может вызвать затруднения в усвоении информации и ее ясном понимании. Однако опытные пользователи могут предпочитать интерфейсы с большой экранной плотностью.
Информация на экране может быть сгруппирована и упорядочена в значимые части. Это может быть достигнуто использованием кадров (фреймов), методов типа цветового кодирования, рамок, негативного изображения или других методов для привлечения внимания.
Выделение элементов интерфейса яркостью. Для привлечения внимания к каким либо элементам интерфейса можно воспользоваться выделением этих элементов большей яркостью на фоне других, более темных. Однако важно не переусердствовать с этим методом, поскольку большое количество ярких элементов способно вызвать дискомфорт у пользователя и можно получить обратный эффект - перегрузку интерфейса. Применять этот метод следует только при необходимости.
Существует несколько способов выделения яркостью:
Использование цвета при проектировании эргономичного интерфейса. Цвет может улучшить интерфейс, но для многих систем использование цвета практически не влияет на эффективность работы пользователя. Основное назначение цвета - создание интерфейсов, более интересных для пользователей; однако имеются случаи, когда цвет может помочь проектировщику интерфейса.
Особенно это эффективно при группировке информации, выделении различий между информацией или простых сообщений (ошибки, состояния и т.д.).
Цвет - мощный визуальный инструмент, и применять его надо очень осторожно, чтобы не вызвать у пользователя дискомфорт от ошибочных цветовых комбинаций.
Перечислим некоторые принципы использования цвета, которыми нужно руководствоваться при проектировании эргономичного интерфейса:
Важно отметить, что около 9 % людей не различают цветов (обычно, красно зеленые сочетания); однако эти люди могут отличать черно-белые оттенки, поэтому проектировщики автоматизированных систем должны проверять, не нарушает ли использование различных цветов в интерфейсах восприятия пользователей этой категории.
Непротиворечивость и стандартизация. Данные на экране следует располагать таким образом, чтобы пользователь знал, где найти и где ожидать вывода необходимой информации:
Тексты и диалоги. Приведем некоторые принципы, которыми необходимо руководствоваться при создании текстовых диалогов и отображений:
Меню. Необходимый элемент автоматизированной системы - меню, позволяющее пользователю выполнять задачи внутри приложения и управлять процессом решения.
Меню - набор опций, отображаемых на экране, где пользователи могут выбирать и выполнять действия, тем самым производя изменения в состоянии интерфейса. Достоинство меню в том, что пользователи не должны помнить название элемента или действия, которое они хотят выполнить, они должны только распознать его среди пунктов меню. Таким образом, меню может использовать даже неопытный пользователь. Однако проект меню должен быть тщательно продуман — чтобы меню было эффективным, названия его пунктов должны быть очевидными.
Меню может занимать много экранного места, но решением этой проблемы может быть использование всплывающего или ниспадающего меню, которое вызывается щелчком по пиктограмме, строке меню или другому объекту.
Основные принципы создания меню. В процессе проектирования системы меню приложения необходимо принять наилучший способ отображения меню, чтобы оно было понятным и легким в использовании. Обычно команды меню упорядочены некоторым иерархическим способом.
Основная проблема состоит в том, чтобы правильно распределить различные пункты меню по различным уровням и правильно их сгруппировать.
Принципы проектирования меню:
Формы. Формы - основной элемент интерфейса. Назначение форм - удобный ввод и просмотр данных, состояния, сообщений автоматизированной системы.
Основные принципы проектирования форм:
При разработке форм необходимо продумать и указать, какие кнопки в полосе системного меню должны быть доступны в том или ином окне, должно ли окно допускать изменения пользователем его размера, каким должен быть заголовок окна. Без особой необходимости не нужно делать окна с изменяемыми размерами. При изменении размеров, если не применены специальные приемы, нарушается компоновка окна, что негативно сказывается на работе пользователя. Имеет смысл создать окно с изменяемыми размерами, если это позволяет пользователю изменять полезную площадь расположенных в нем компонентов отображения и редактировать информацию: текст, изображение, списки и т.д. Если проектируется изменяемое окно, то необходимо принять меры, чтобы компоненты в окне при этом тоже изменяли свои размеры или местоположение, равномерно распределяясь по площади окна и не оставляли пустых мест.
При проектировании форм необходимо стремиться к использованию ограниченного набора цветов и уделять внимание их правильному сочетанию. Для фона формы избираются нейтральные цвета (светло-серые). Цвет не должен использоваться в качестве основного средства передачи информации, надо выбирать системные цвета, которые пользователь может перестраивать по своему усмотрению.
Управляющие элементы и функционально связанные с ними компоненты экрана следует зрительно объединять в группы, заголовки которых коротко и четко поясняют их назначение. Каждое окно должно иметь некоторую центральную тему, которая подчиняется его композиции. Пользователь должен понимать, для чего предназначено данное окно и что в нем наиболее важно. Недопустимо перегружать окно большим числом элементов управления ввода и отображения информации.
Также недопустимо, чтобы сходные по функциям органы управления в разных окнах назывались по-разному или размещались в разных местах окон.
Важно позаботиться о том, как приложение впишется в общую организацию рабочего пространства системы и как оно будет взаимодействовать с другими приложениями.
Дизайн заголовков и полей. Для отдельных полей заголовок должен быть выровнен по левому краю; для полей списков заголовок должен быть выше и левее по отношению к основному полю; числовые поля выравниваются по правому полю. Длинные колоночные поля или длинные столбцы информационных единиц с одиночными полями необходимо объединять в группы по пять элементов, разделяемых пустой строкой, - это помогает пользователю мысленно обрабатывать информацию по выделенным группам. В формах с большим количеством информации важно использовать названия разделов, которые однозначно свидетельствуют о характере принадлежащей им информации. Необходимо четко разделить отображение заголовков и непосредственно полей ввода. Заголовки должны быть краткими, знакомыми и содержательными. Поля, необязательные для заполнения либо не имеющие особой важности, должны отличаться визуально (цветом или другими эффектами) от полей важных и обязательных для заполнения.
Форматы ввода. Следует обеспечить ввод значений по умолчанию во все поля, которые это допускают и где такая функция не будет раздражать пользователя. Можно назначить клавиши или коды для ввода часто повторяющихся значений. Входные данные должны быть значимыми и общепринятыми. Не следует объединять поля ввода чисел и символов, поскольку числовые и алфавитные клавиши находятся неудобно относительно друг друга на клавиатуре.
Необходимо исключить частое переключение между верхним и нижним регистрами для ускорения ввода данных. Нельзя требовать от пользователя ввода незначимых цифр (например, вместо 00000010 пользователь должен ввести только 10).
Аналогично, нельзя требовать от пользователя ввести информацию, которая была предварительно введена или которая может быть автоматически получена из системы. Желательно использовать значения по умолчанию, чтобы минимизировать процесс ввода информации.
Организация системы навигации и системы отображения состояний. Навигация обеспечивает пользователю возможность перемещаться между различными экранами, информационными единицами и подпрограммами в автоматизированной системе.
В полноценной системе пользователь всегда может получить информацию о состоянии системы, о процессе выполнения или активной подпрограмме.
Общие принципы проектирования. Существует ряд навигационных средств и приемов, которые помогают пользователю ориентироваться в системе. Они включают использование заголовков страниц для каждого экрана, номеров страниц, строк и столбцов, отображение текущего имени файла вверху экрана.
Тип системы навигации зависит от принятого стиля интерфейса. Для интерфейсов языка команд существует очень мало способов обеспечения полноценной навигации. В интерфейсах с меню можно использовать иерархически структурированное меню. Диалоговые интерфейсы сами по себе защищают пользователя от ошибочных действий. Информация состояния обычно отображается внизу экрана и содержит в себе данные о количестве записей, числе обработанных единиц, процессе печати, очереди печати и т.д.
Проектирование сообщений. Сообщения необходимы для направления действий пользователя в нужную сторону, подсказок и предупреждений при выполнении необходимых действий на пути решения задачи. Они также включают в себя подтверждения действий со стороны пользователя и подтверждения со стороны системы, что задачи выполнены успешно либо по каким-то причинам не выполнены. Сообщения могут быть выведены в форме диалога, экранных заставок и т.п. Сообщения могут предложить пользователю:
Сообщения могут быть помещены в модальные диалоговые окна, которые вынуждают пользователя ответить на вопрос прежде, чем начнет выполняться любое другое действие. Это может быть полезно, когда система принуждена заставить пользователя обдумать решение перед продолжением работы.
Немодальные диалоговые окна позволяют работать с другими элементами интерфейса, в то время как само окно может игнорироваться.