Технология разработки программного обеспечения

4 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
4.2 Основные процессы жизненного цикла программного продукта

Основные процессы включают в себя набор определенных действий и связанных сними задач, которые должны быть выполнены в течение жизненного цикла ПП.

К основным относятся процессы приобретения, поставки, разработки, эксплуатации и сопровождения.

Процесс приобретения (acquisition process) охватывает действия заказчика по приобретению ПП. К этим действиям относятся: инициирование приобретения; подготовка заявочных предложений; подготовка и корректировка договора; надзор за деятельностью поставщика; приемка и завершение работ.

Инициирование приобретения включает в себя следующие задачи:

  • определение заказчиком своих потребностей в приобретении, разработке или усовершенствовании системы, ПП или услуг; анализ требований к системе;
  • принятие решения относительно приобретения, разработки или усовершенствования существующего ПП;
  • проверку наличия необходимой документации, гарантий, сертификатов, лицензий и поддержки в случае приобретения ПП;
  • подготовку и утверждение плана приобретения, включающего в себя требования к системе, тип договора, ответственность сторон и т.д.

Согласно нормативным документам понятие «система» можно интерпретировать двояко. В одном случае под системой понимают совокупность аппаратных, программных, материальных и людских ресурсов, услуги данных, одним словом, все то, что потребует разработки или покупки.

В другом случае система – это совокупность конечных продуктов, которые будут действовать совместно, и вспомогательных продуктов, необходимых для разработки, поставки, обучения и т. д.

Подготовка заявочных предложений подразумевает разработку и составление предложений, которые должны содержать:

  • требования к разрабатываемой или покупаемой системе;
  • перечень необходимых ПП;
  • условия и соглашения;
  • технические ограничения (например, указание конкретной среды функционирования системы). - заявочные предложения направляются выбранному поставщику (или нескольким поставщикам в случае проведения тендера). Поставщиком является организация, которая заключает договор с заказчиком на поставку системы, ПП или программной услуги на условиях, оговоренных в договоре.

Подготовка и корректировка договора включают в себя следующие задачи:

  • определение заказчиком процедуры выбора поставщика, содержащей критерии оценки предложений возможных поставщиков;
  • выбор конкретного поставщика на основе анализа предложений;
  • подготовку и заключение договора с поставщиком;
  • внесение изменений (при необходимости) в договор в процессе его выполнения.

Надзор за деятельностью поставщика осуществляется в соответствии с действиями, предусмотренными в процессах совместной оценки и аудита.

В процессе приемки подготавливаются и выполняются необходимые тесты завершение работ по договору осуществляется в случае удовлетворения всем условиям приемки.

Процесс поставки (supply process) охватывает действия и задачи поставщика при снабжении заказчика ПП или услугой. К этим действиям относятся:

  • инициирование поставки;
  • подготовка ответа на заявочные предложения;
  • подготовка договора; планирование;
  • выполнение и контроль;
  • проверка и оценка;
  • поставка и завершение работ.

Инициирование поставки заключается в рассмотрении поставщиком заявочных предложений и принятии решения согласиться с выставленными требованиями и условиями или предложить свои.

Подготовка ответа на заявочные предложения выполняется в соответствии с принятыми решениями в результате инициирования поставки.

Подготовка договора осуществляется после выбора заказчиком конкретного поставщика.

Планирование выполняется после заключения договора и включает в себя следующие задачи:

  • принятие решения поставщиком относительно выполнения работ своими силами или с привлечением субподрядчика;
  • разработку поставщиком плана управления проектом, содержащего организационную структуру проекта, разграничение ответственности, технические требования к среде разработки и ресурсам, управление субподрядчиками и т. д.

Субподрядчик – это организация, индивидуум или корпорация, заключившие договор с поставщиком на исполнение части работ, которые поставщик должен выполнить по договору с заказчиком.

Выполнение и контроль включают в себя задачи, связанные с выполнением поставщиком взятых на себя обязательств по поставке, разработке или усовершенствованию системы, ПП или услуги контролем за этим выполнением.

Проверка и оценка выполняются в соответствии с действиями, предусмотренными в процессах совместной оценки и аудита.

Поставка и завершение работ выполняются в соответствии с оговоренными в процессе инициирования действиями по приемке и завершению работ.

Процесс разработки (development process) охватывает действия и задачи разработчика и предусматривает следующие основные направления работ:

  • создание ПП и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации;
  • подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и качества ПП;
  • подготовку материалов, необходимых для организации о6учения персонала, и т.д.

Процесс эксплуатации (operation process) охватывает действия и задачи оператора – организации, занимающейся эксплуатацией разработанного ПП или системы. К этим действиям относятся:

  • - подготовительная работа; эксплуатационное тестирование; эксплуатация системы;
  • - поддержка пользователей. подготовительная работа предполагает выполнение оператором следующих задач:
  • - планирование работ, выполняемых в процессе эксплуатации, установку эксплуатационных стандартов;
  • - определение процедур локализации и разрешения проблем,
  • - возникающих в процессе эксплуатации.

Эксплуатационное тестирование выполняется для каждой очередной версии ПП, после чего она передается в эксплуатацию.

Эксплуатация системы осуществляется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией.

Поддержка пользователей заключается в оказании помощи и консультациях при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПП.

Процесс сопровождения (maintenaпce process) охватывает действия и задачи сопровождающей организации (службы сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях ) ПП и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПП.

В соответствии со стандартом IEEE-90 (IEEE – Institute of Electrical and Electronics Engineers – Институт инженеров по электротехнике и электронике) под сопровождением понимается внесение изменений в ПП в целях исправления ошибок, повышения производительности либо адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.