Цель работы: ознакомиться с правилами написания техниче¬ского задания; сформировать навыки разработки технического задания на программный продукт
Оборудование:
Техническое задание представляет собой документ, в котором сформулированы основные цели разработки, требования к про¬граммному продукту, определены сроки и этапы разработки и регламентирован процесс приемо-сдаточных испытаний. В раз¬работке технического задания участвуют как представители за¬казчика, так и представители исполнителя. В основе этого доку-мента лежат исходные требования заказчика, анализ передовых достижений техники, результаты выполнения научно-исследова¬тельских работ, предпроектных исследований, научного прогно¬зирования и т. п.
Порядок разработки технического задания
Разработка технического задания выполняется в следующей последовательности. Прежде всего, устанавливают набор выпол¬няемых функций, а также перечень и характеристики исходных данных. Затем определяют перечень результатов, их характери¬стики и способы представления.
Далее уточняют среду функционирования программного обеспечения: конкретную комплектацию и параметры техниче¬ских средств, версию используемой операционной системы и, возможно, версии и параметры другого установленного про¬граммного обеспечения, с которым предстоит взаимодействовать будущему программному продукту.
В случаях, когда разрабатываемое программное обеспечение собирает и хранит некоторую информацию или включается в управление каким-либо техническим процессом, необходимо также четко регламентировать действия программы в случае сбо¬ев оборудования и энергоснабжения.
1. Общие положения
1.1 Техническое задание оформляют в соответствии с ГОСТ 19.106—78 на листах формата А4 и АЗ по ГОСТ 2.301—68, как правило, без заполнения полей листа. Номера листов (страниц) проставляют в нижней части листа по центру.
1.2 Лист утверждения и титульный лист оформляют в соот¬ветствии с ГОСТ 19.104—78. Информационную часть (аннота¬цию и содержание), лист регистрации изменений допускается в документ не включать.
1.3 Для внесения изменений и дополнений в техническое задние на последующих стадиях разработки программы или про¬граммного изделия выпускают дополнение к нему. Согласование и утверждение дополнения к техническому заданию проводят в том же порядке, который установлен для технического задания.
1.4. Техническое задание должно содержать следующие раз¬делы:
В зависимости от особенностей программы или программно¬го изделия допускается уточнять содержание разделов, вводить новые разделы или объединять отдельные из них. При необходи¬мости допускается в техническое задание включать приложения.
2. Содержание разделов
2.1 Введение должно включать краткую характеристику об¬ласти применения программы или программного продукта, а также объекта (например, системы), в котором предполагается их использовать. Основное назначение введения — продемонст¬рировать актуальность данной разработки и показать, какое ме¬сто эта разработка занимает в ряду подобных.
2.2 В разделе «Наименование и область применения» указы¬вают наименование, краткую характеристику области примене¬ния программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изделие.
2.3 В разделе «Основание для разработки» должны быть ука¬заны:
2.4 В разделе «Назначение разработки» должно быть указано функциональное и эксплуатационное назначение программы или программного изделия.
2.5 Раздел «Технические требования к программе или про¬граммному изделию» должен содержать следующие подразделы:
2.5.1 В подразделе «Требования к функциональным характе¬ристикам» должны быть указаны требования к составу выполняе¬мых функций, организации входных и выходных данных, времен¬ным характеристикам и т. п.
2.5.2 В подразделе «Требования к надежности» должны быть указаны требования к обеспечению надежного функционирова¬ния (обеспечение устойчивого функционирования, контроль входной и выходной информации, время восстановления после отказа и т. п.).
2.5.3 В подразделе «Условия эксплуатации» должны быть указаны условия эксплуатации (температура окружающего воз¬духа, относительная влажность и т. п. для выбранных типов но¬сителей данных), при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, а также вид обслуживания, необходимое коли¬чество и квалификация персонала.
2.5.4 В подразделе «Требования к составу и параметрам тех¬нических средств» указывают необходимый состав технических средств с указанием их технических характеристик.
2.5.5 В подразделе «Требования к информационной и про¬граммной совместимости» должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам реше¬ния, исходным кодам, языкам программирования. При необходи¬мости должна обеспечиваться защита информации и программ.
2.5.6 В подразделе «Требования к маркировке и упаковке» в общем случае указывают требования к маркировке программно¬го изделия, варианты и способы упаковки.
2.5.7 В подразделе «Требования к транспортированию и хра¬нению» должны быть указаны для программного изделия усло¬вия транспортирования, места хранения, условия хранения, ус¬ловия складирования, сроки хранения в различных условиях.
2.5.8 В разделе «Технико-экономические показатели» долж¬ны быть указаны: ориентировочная экономическая эффектив¬ность, предполагаемая годовая потребность, экономические пре¬имущества разработки по сравнению с лучшими отечественны¬ми и зарубежными образцами или аналогами.
2.6 В разделе «Стадии и этапы разработки» устанавливают необходимые стадии разработки, этапы и содержание работ (пе¬речень программных документов, которые должны быть разра¬ботаны, согласованы и утверждены), а также, как правило, сро¬ки разработки и определяют исполнителей.
2.7 В разделе «Порядок контроля и приемки» должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приемке ра¬боты.
2.8 В приложениях к техническому заданию при необходи¬мости приводят:
В случаях, если какие-либо требования, предусмотренные техническим заданием, заказчик не предъявляет, следует в соот¬ветствующем месте указать «Требования не предъявляются».
Порядок выполнения работы
Содержание отчета
Защита отчета по практической работе заключается в предъ¬явлении преподавателю полученных результатов, демонстрации полученных навыков и ответах на вопро¬сы преподавателя.